Выбор экшн-камеры

Как выбрать экшн-камеру?

Экшн-камера (action camera) – это подвид цифровых видеокамер, предназначенных для съёмок активных видов спорта и отдыха. Задача экшн-камеры – запечатлеть самые яркие события, которые случаются в вашей жизни. Их отличительными особенностями являются: малый вес, небольшие габариты, защита от воды и грязи, различные крепления на разные поверхности. Благодаря этому камеру можно установить где угодно и получить кадры с невероятных ракурсов.

Условно любые цифровые видеокамеры делятся: на максимальное разрешение видеосъёмки и частоту кадров в секунду. Среди экшен-камер такими значениями будут: 720р, 1080р, 2К, 2.5К, 4К с частотой кадров: 30, 60, 120, 240 и эквивалентных им в системе PAL. Такая градация в значительной степени влияет на стоимость камеры в рамках одного бренда. Чем выше разрешение и больше кадров в секунду снимает экшн-камера, тем дороже она будет стоить.

Совет

Когда вы определяетесь с выбором, задайте себе вопрос: «где в итоге окажется ваш видео материал?». Если вы снимаете ролики для семейного просмотра, или в кругу друзей на экране с разрешением Full HD, вы не хотите ничего монтировать и заниматься всякого рода коррекцией, или основная задача камеры ­– это быть автомобильным регистратором, то вам вполне подойдут экшн-камеры с максимальным разрешением до 1080р и 30 к/с. Если вы блогер или планируете им стать, то надо помнить, что основной контент с Youtube просматривается с разрешением не более 1080р. Однако одним из художественных ходов может использоваться, так называемое, «слоу-моушен» (замедление видео). Для его достижения уже понадобятся камеры, умеющие снимать 1080р в 60 к/с. Как правило, максимальное разрешение видео съёмки у таких камер не ниже 2К. Ну и если ваша задача – снимать дополнительный материал с уникальными ракурсами и высокой детализацией, например, панорамы с квадрокоптера, а далее монтировать их с материалом с более профессиональных камер, то вам точно понадобится экшн-камера 4К. И дело тут даже не в том, что данный формат видео будет вами использован, а в том, что качество матрицы, даже при съёмке с меньшим разрешением, даст вам более детальную проработанную картинку. Плюс к этому, имея 4К, вы всегда сможете откадрировать изображение под 1080р без потери качества.

Но почему же камеры со схожими характеристиками разных брендов так разнятся в стоимости? Отчасти это из-за популярности самого бренда, но не только. Давайте поподробней ознакомимся с тремя важными элементами любой цифровой камеры, влияющих на качество фото/видео-материала и стоимость.

Объектив

Объектив – это первый элемент камеры, от которого зависит количество света, попавшего на матрицу (читайте далее). И, как вы можете предположить, чем больше этого света пропустит через себя объектив за единицу времени, тем более качественное изображение мы получим. А это напрямую зависит от качества установленных линз в объективе. В основном, производители не уточняют, какую оптику они используют в своих экшн-камерах, но есть и такие как SONY, кто с гордостью заявляет, что у них всемирно известная оптика ZEISS.

Обычно, всё, что мы можем узнать про объектив в технических характеристиках, это фокусное расстояние и угол обзора. Эти два параметра неразрывно связаны друг с другом. Давайте разберёмся как.

В экшен-камерах, в основном, используются широкоугольные объективы от 120° до 170°. Это обусловлено как практическими особенностями, так и конструктивными. С точки зрения практичности мы имеем камеру, предназначенную для использования в динамике на улице. Вам будет некогда «целиться» и выбирать лучший кадр, отрезав всё лишнее, напротив, важно, чтобы камера захватила как можно большее пространство. С точки зрения конструкции самой камеры, мы помним, что важным параметром должен быть малый размер камеры и следовательно — объектива. Что нам даёт широкий угол в этом смысле? Дело в том, что чем шире угол обзора объектива, тем меньше, так называемое, фокусное расстояние (это расстояние между оптическим центром линзы или группы линз объектива и точкой фокусировки – матрицей). То есть, чем шире угол, тем короче линза. Также широкоугольные объективы дают наибольшую глубину резкости. Это значит, что и близкие и дальние объекты у нас будут в фокусе. Важный момент: так как автоматическая фокусировка в экшен-камерах отсутствует, да и в динамике у нас не будет ни времени ни возможности постоянно ловить фокус.

Угол линзы к длине
Соотношение длины к углу обзора линзы

Однако, экшн-камеры становятся всё более универсальными. И их всё чаще начинают использовать, как компактную камеру для видео-блогов и тому подобное. При близкой съёмке в кадр попадает много лишнего. Это устраивает не всех, в связи с чем, разработчики придумали функцию изменения угла обзора. Но для её реализации потребуется большой набор дополнительных линз и двигающих механизмов. Как следствие, увеличение габаритов объектива, что не приемлемо в экшн-камере. Поэтому выход только один – кроппинг – то есть обрезание изображения и масштабирование его до исходных размеров. В этом случае мы, конечно, теряем в качестве, что надо иметь ввиду. Либо, если вы готовы пойти на физическое вмешательство в конструкцию экшн-камеры, вы можете прикупить соответствующую линзу с более узким углом обзора. Но из-за различий в длине, вам, скорее всего, придётся пожертвовать таким аксессуаром как аквабокс, так как камера с новой линзой может не поместиться в него (на примере камеры GITUP Git2 с линзой 90°).

Кроппинг
Изменении угла обзора за счёт кроппинга
Коррекция изображения
Коррекция изображения

Немаловажной будет функция коррекции изображения, так как особенностью широкоугольных линз является перспективное искажение. После получения снимка программным способом камера выравнивает искривлённые линии.

Матрица

Матрица – это наиважнейший элемент камеры, напрямую влияющий на качество фото и видео материала. Это аналог плёнки в старых фотоаппаратах. Что нужно знать про матрицу?

Размер имеет значение! Как бы нам не хотелось, но физика процессов фото-фиксации такова, что, чем больше физический размер матрицы и её элементов-пикселей, тем больше света на них попадёт, и тем более качественное изображение вы получите в итоге. Хорошим показателем для зеркальных камер является размер матрицы 36×24 мм. Однако, из-за малых размеров самих экшен-камер использование больших матриц невозможно и хорошим показателем для них будет 1/2.3 дюйма диагональю 7,81 мм. При таком размере матрицы надо иметь в виду, что экшн-камеры не предназначены для съёмок с недостаточным освещением.  В тёмное время суток или в плохо-освещённом помещении на изображении будут присутствовать шумы, даже у топовых моделей экшен-камер.

Размер матрицы
Соотношение размеров матриц и пикселей

Разрешение матрицы – довольно условный параметр и при прочих других не является прямым показателем качества изображения. Высокое разрешение матрицы позволит передать более детальное изображение, но важно помнить о балансе между разрешением и размером, чтобы пиксели матрицы не были слишком малы, так как это напрямую влияет на их светопередачу. Оптимальный размер пикселя является 1,55 um (микрометр). При таком значении фактическое разрешение матрицы для съёмки видео в 4К (3840х2160 пикселей) должно быть не более 12-12,5 Мп, если речь идёт о матрице стандарта 1/2.3 дюйма. Большее разрешение не скажется на улучшении качества изображения, если физический размер матрицы останется прежним. В некоторых случаях производители идут на уловку, указывая в качестве максимального разрешения экшн-камеры б’ольшее, чем фактическое разрешение матрицы. Например, пишут, что разрешение получаемых изображений 12 Мп, но из технических характеристик матрицы мы узнаём, что она имеет разрешение 3,5 Мп. Действительно, фотографии получатся с разрешением 12 Мп. Как такое возможно – спросите вы? За счёт интерполяции или, по-другому, способ нахождения промежуточных значений величины по имеющемуся набору известных значений. То есть – это программное увеличение масштаба изображения. Естественно, в этом случае мы имеем потерю качества. Но не стоит думать, что интерполяция – это всегда изменение масштаба и всегда плохо. Все цифровые фотоаппараты прибегают к интерполяции, так как любая обработка изображения это и есть интерполяция: поворот, корректировка искажения, смена перспективы и др. В большей мере стоит обращать внимание на соответствие разрешения матрицы и конечного изображения. То есть, для получения фото с разрешением 12 Мп, нам, как минимум, понадобится матрица в 12 Мп.

Поговорим немного о частоте кадров в секунду. В киноиндустрии принят стандарт 24 кадра в секунду, считая, что этого достаточно для восприятия плавной картинки нашим глазом. Но изображения, проигрываемые с частотой 50 и более кадров в секунду, кажутся куда более плавными. На данный момент существуют 2 распространённых стандарта: PAL и NTSC. Это Европейский и Американский стандарты с 25-ю и 30-ю кадрами в секунду соответственно и кратными им. Способность матрицы – делать захват видео с высокой частотой кадров в секунду – не только делает конечный ролик более плавным, но и даёт возможность при соответствующей обработке применять такой эффект как «слоу-моушен». Это замедление видео в 2 и более раз. В технических характеристиках матрицы и самих экшн-камер всегда указывают данный параметр для каждого разрешения отдельно. Чем выше разрешение, тем более производительной должна быть матрица для сохранения максимального значения кадров в секунду.  Чем разрешение ниже, тем кратность кадров в секунду увеличивается.

слоу-моушен
Эффект замедленного видео при высокой частоте кадров

Что ещё стоит знать о матрице? Разные матрицы отличаются своим динамическим диапазоном – это способность одновременно передавать яркие и тёмные цвета сцены. Чем шире динамический диапазон, тем больше деталей вы получите на контрастных снимкам. Например, в солнечную погоду будет видна и фактура неба и детали снимаемого объекта. Цифровые камеры разного уровня имеют разный динамический диапазон, который измеряется в EV (Exposure Value – стопах). Чтобы вы понимали, человеческий глаз имеет самый широкий динамический диапазон 25-30 EV. Профессиональные видео камеры RED кинематографического уровня имеют около 13 EV, ну а для экшен-камер эти значения колеблются от 4-8 EV. Связано это опять же с малыми размерами матрицы. Найти данные значения для конкретной модели вы вряд ли сможете, но на youtube множество сравнительных тестов, где наглядно видно, как себя ведёт та или иная экшн-камера.

Шкала динамического диапазона
Шкала динамического диапазона

Процессор

Процессор является «обслуживающим» элементом камеры и должен соответствовать возможностям матрицы, чтобы выдавать максимальные результаты. Бывает, что матрица способна на большее, а возможности процессора её ограничивают, в связи с чем качество изображения, получаемого матрицей, принудительно снижается, чтобы снизить нагрузку на процессор. Поэтому для матриц с высоким разрешением видео-съёмки в 4К понадобится и мощный процессор такой, как Ambarella A9. Для матриц с меньшим разрешением и процессор может быть менее производительный. Но обработка изображения – это не единственная задача процессора. Работа всех элементов экшн-камеры связана между собой процессором, чтобы обеспечить полную функциональность камеры. Главное, что следует знать про процессор, это то, что он должен быть достаточно мощным, чтобы справляться со всеми возложенными на него обязанностями и при этом выделять как можно меньше тепла. При желании, характеристики, описывающие данные параметры, можно найти на сайтах производителей процессоров.

Что ещё влияет на качество изображения? Полученная информация с матрицы обрабатывается процессором и сжимается для последующего хранения. Степень сжатия информации определяет конечное качество полученного изображения. Показателем для данного процесса является битрейт — количество бит, используемых для хранения одной секунды мультимедийного контента. Чем выше битрейт, тем лучше качество картинки, получаемого с вашей экшн-камеры. Но для обеспечения высокого битрейта необходима высокая пропускная способность всей системы, включая и скорость записи на устройство хранения данных – флеш-карту. Также надо понимать, что при высоком битрейте увеличивается необходимое место для хранения. Узнать битрейт можно, просто заглянув в свойства отснятого файла и увидев пункт «скорость передачи данных». Значение будет зависеть от выбранного разрешения и количества кадров в секунду. При одинаковых настройках у разных камер качество картинки будет лучше у той, у которой битрейт будет выше. Например у Gopro HERO 4 при съёмке видео в 4К 30 к/с битрейт равен 130 Мбит/с, а одна минута видео занимает 966 Мб.

Битрейт

Даже если в вашей камере присутствуют самые современные комплектующие, вы не получите высокого качества съёмки без софтовой оптимизации. От программистов компании зависит очень многое: а именно то, какой максимум они смогут выжать из имеющегося железа. Иногда компания выпускает на рынок «сырой» продукт и в последующем дорабатывает, улучшая его показатели и убирая имеющиеся ошибки путём обновления прошивок. Поэтому, покупая экшен-камеру, убедитесь в том, что производитель осуществляет поддержку своих продуктов, постоянно выпуская новые прошивки. Особенно это касается малоизвестных марок.

Далее разговор пойдёт о дополнительных функциях, которые расширяют возможности экшн-камер и упрощают жизнь их владельцам.

Дополнительный функционал экшн-камер

Экран

Из-за малых размеров камеры не все они могут похвастаться экраном. У самых маленьких версий он вовсе отсутствует и настроить камеру можно только подключив её к мобильному устройству. У других экран есть, но он монохромный и служит чисто для настройки режимов съёмки. Но есть и полноценные цветные жк-экраны, на которых помимо настроек можно выбрать ракурс съёмки, используя экран как видоискатель, и просмотреть отснятый материал. Ещё экраны отличаются своими размерами. Чем больше, тем удобней пользоваться. Но если у камеры нет экрана, то для некоторых моделей предлагается отдельный модуль, который, правда, в значительной степени увеличивает габариты камеры и делает невозможным её использование в аквабоксе или с другими аксессуарами. А вот верхом совершенства является встроенный дисплей с тач-скином, где вам не нужны дополнительные кнопки, так как он реагирует на прикосновение пальцев. Такие экраны есть в камерах Gopro и новой модели Xiaomi Yi 4K.

Дисплей

Интерфейсы

Наличие таких модулей как WIFI и Bluetooth сильно упрощают жизнь владельцам камеры. С их помощью вы сможете транслировать прямой видео-сигнал прямо на ваше мобильное устройство. Это полезно, когда камера установлена в таком месте, что у вас нет возможности взглянуть на экран камеры со стороны, если таковой имеется, и выбрать лучший ракурс для съёмки. Или, если камера находится далеко от вас, у вас есть возможность дистанционно начать и завершить запись, воспользовавшись пультом дистанционного управления.

Интерфейсы

Помимо беспроводных модулей существуют и встроенные разъёмы, расширяющие возможности камеры. Например, подключив экшн-камеру по USB порту к вашему компьютеру, у вас появится возможность использовать её как веб-камеру или как мультимедиа-проигрыватель с выводом изображения на экран телевизора через порт HDMI. Если в камере используется порт mini USB, вы сможете дополнительно подключить внешний микрофон, тем самым улучшив качество записываемого звука. Если запись звука имеет для вас немаловажное значение, обратите на это внимание, ведь далеко не все камеры отличаются хорошим показателем звукозаписи.

hdmi
Подключение к телевизору через HDMI

Стабилизация

Во время съёмки с рук вы столкнётесь с постоянной тряской в кадре, так как вы физически не в состоянии держать экшен-камеру так, чтобы этого избежать. Чтобы компенсировать подобную вибрацию, используют встроенные системы стабилизации. С помощью электронного гироскопа камера понимает, в каком положении она находится и фиксирует малейшие изменения в пространстве.  А вот далее существует несколько способов как эту информацию применить на практике. В дорогих камерах используется, так называемая, плавающая линза. Информация, получаемая с гироскопа, подсказывает, как лучше отклонить линзу, чтобы она компенсировала ту или иную вибрацию. В итоге вы получаете стабильную «плавающую» картинку. В более дешёвых камерах плавающей линзы нет, и поэтому, для передачи изображения, задействуется не вся диагональ матрицы, а её часть. То изображение, что выходит за край, будет использовано для компенсации вибраций. То есть активная зона матрицы как бы «плавает» по ней. При активации данной функции, можно заметить, что угол обзора становится чуть меньше, это и даёт запас для смещения изображения в случае тряски.

Стабилизация

Бывают и отдельные устройства, которые ещё лучше справляются с данной задачей, так называемые, стедикам. Но к теме данной статьи они не относятся.

Датчики

В наше время экшн-камера становится универсальным устройством. В частности, их всё чаще используют как автомобильный регистратор. Обычно, в режиме регистратора камера пишет в виде отдельных кусков видео-файлов с выбранной продолжительностью: 3, 5, 10, 15 минут. Делается это для возможности перезаписи, когда на носителе заканчивается место. Чтобы не удалять сразу довольно длинный по продолжительности видео-файл, который может содержать полезные записи, он делится на части. G-Sensor – это датчик, помогающий сохранить нужную часть информации, случайно её не стерев.  Во время аварии он реагирует на удар и делает невозможным удаление того куска видео, где заснято произошедшее. Для его удаления вам понадобится отформатировать флеш-карту на компьютере.

Датчики

Если ваша камера снабжена GPS-датчиком, то она зафиксирует координаты аварии. Вся эта информация должна поспособствовать принятию законного решения при рассмотрении вашего дела, повысив доказательную базу.

Отдельные представители экшн-камер, такие как Garmin Virb X, умудряются впихнуть в свои устройства запись данных о сердцебиении, пройденной дистанции и длине пролета, при необходимости, мерить скорость райдера, ветра или судна и уметь делать еще много того, что позволяет сравнить эту камеру с бортовым компьютером.

Типы креплений

Родоначальником и популяризатором экшн-камер стала компания Gopro. Со временем для их камер появилось огромное множество все различных видов аксессуаров, которые имели соответствующий стандарт креплений. Большинство из нынешних производителей не рискуют создать свои виды крепления, так как это повлечёт за собой необходимость самостоятельно выпускать большую линейку конкурентных аксессуаров для своих камер. Поэтому они пользуются стандартом, который использует компания Gopro. При выборе экшен-камеры стоит учесть данный момент, чтобы не ограничивать себя в разнообразии выбора аксессуаров. Разные производители по-разному подходят к комплектации своих устройств. Например, компания SJCAM щедра на количество дополнительных креплений ко всем своим камерам. А для камер Xiaomi многое, даже такое необходимое как аквабокс, вам придётся докупать отдельно. Поэтому говоря о стоимости экшн-камеры при покупке, учитывайте и то, с каким набором дополнительных аксессуаров она идёт.

Крепления для экшн-камер
Крепления типа Gopro

Вес и форм-фактор

Размер и формы экшн-камер бывают разными. Одни из самых распространённых: прямоугольные, цилиндрические, кубы. Каких-то принципиальных рекомендаций дать сложно, просто обращайте внимание на то, как вы будете использовать вашу экшен-камеру. Например, для крепления на мото-шлем больше подойдёт камера цилиндрической формы, так как на высоких скоростях она будет создавать меньшее сопротивление потоку воздуха. Может показаться, что вес у экшн-камер настолько мал, что +/- не сыграет никакой роли при выборе. Однако, если вы планируете закрепить камеру на голове, руке или просто снимать с рук продолжительное время, вы почувствуете разницу даже в несколько грамм. Но ни стоит гнаться за самыми малыми размерами и весом. Это чревато тем, что уменьшая, вы лишаетесь всевозможных полезных функций, начиная от отсутствия экрана, заканчивая размером батареи и, как следствие, продолжительностью работы камеры. Хотя, в отдельно взятых случаях, ради размера можно пожертвовать всем остальным.

Форма экшн-камера

Подведём ИТОГИ по всему выше изложенному:

  • Определитесь для чего, в итоге, вы будете использовать отснятый вами видео-материал.
  • Широкий угол – не дань моде, а конструктивная и практическая необходимость. Хотите угол уже – лучшим решением без потери качества будет замена линзы.
  • Качество картинки сильно зависит от физического размера матрицы. Чем больше, тем лучше.
  • При этом не стоит гнаться за количеством мегапикселей, главное – это максимальный размер этих самых пикселей. Но недостаточное количество мегапикселей – это тоже нехорошо, нужно, чтобы фактическое разрешение матрицы, как минимум, соответствовало заявленному максимальному разрешению видео.
  • Если вы не планируете использовать такой эффект как «слоу-моушен» (замедление видео), то вам будет достаточно 30 кадров в секунду.
  • Динамический диапазон матрицы у экшн-камеры должен быть как можно шире, увидеть это получится в сравнительных видео-тестах в интернете.
  • Процессор должен соответствовать возможностям матрицы, иначе мы получим урезанную версию камеры, не смотря на высокие заявленные характеристики.
  • Найдите исходные файлы с камеры в интернете и проверьте в их свойствах, какой максимальный битрейт они выдают. Чем выше битрейт, тем более качественные видео-изображения вы получите.
  • Проверяйте, как часто производитель выпускает прошивки для своих камер и когда была выпущенная последняя версия. Это даст вам больше уверенности, что любая софтовая проблема будет устранена, а со временем и качество самой съёмки может улучшиться.
  • Экран – очень полезная вещь, вы видите, что вы снимаете и можете настроить камеру, не прибегая к дополнительным устройствам.
  • Дополнительные интерфейсы – дополнительные возможности. Подключение пульта ДУ, внешнего микрофона, мобильных устройств расширяют диапазон применения вашей экшен-камеры.
  • Стабилизация – не роскошь, а необходимость. Никому не нравится смотреть на дрожащую картинку.
  • Если вы планируете часто использовать экшн-камеру как автомобильный регистратор, в ней не будут лишними дополнительные датчики: G-Sensor и GPS.
  • Самым распространённым типом крепления является стандарт, используемый Gopro. Имейте это ввиду, если вы планируете докупать множество дополнительных аксессуаров.
  • Различия в форме и весе камер не столь критичны, но в отдельных случаях на них стоит обратить особое внимание.

П.С. О новых трендах и популярных брендах

Одним из направлений, куда устремились многие производители экшн-камер, стала съёмка в 360°.  Достигается она благодаря широкому углу объектива камеры, который охватывает пространство в виде полусферы. Если совместить 2 таких камеры или установить 2 таких объектива, чтобы они были направлены в противоположные стороны, то мы получим полную сферу. Благодаря технологиям проигрывания подобного видео на экране монитора мы самостоятельно сможем выбирать ракурс и менять его в любой момент. Мы становимся активными зрителями. Станет ли это развиваться как отдельное направление или окажется разовым увлечением, покажет время. Пока же основное применение видится в индустрии виртуальной реальности и VR технологий. Компания SJCAM так же не осталась безучастной и в скором времени выпустит на рынок камеру SJ360.

Популярные бренды экшн-камер разных производителей:

goprosonysjcamyigituppolaroidaeegarminekensoocoo

Целью данной статьи было помочь вам разобраться в особенностях множества предложений на рынке и пройтись не поверхностно, а с пониманием неких нюансов, но без лишней мудрёности в выборе экшн-камеры. Надеюсь, нам это удалось. Будем благодарны за репост!

Нашли ошибку, неточность, хотите дополнить? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.